Как рассчитать себестоимость?

0
138
Как рассчитать себестоимость

Одним из важнейших понятий экономической науки (микроэкономика, эконометрика, прикладной статистический анализ и т.д.), бизнеса и коммерции является понятие себестоимости. В двух словах можно сказать так: себестоимость продукции – это совокупность средств, которые тратит организация на производство и реализацию готового изделия. Рассмотрим теперь это понятие подробнее.

Типы и виды себестоимости 

Себестоимость бывает полной (по-другому – средняя) и предельной – в первом случае подразумевается совокупность всех издержек, включая коммерческие затраты, направленные на производство продукции. В свою очередь предельная (marginal) себестоимость выражает стоимость каждой дополнительной единицы продукции.

Чтобы лучше понять, что такое себестоимость, рассмотрим виды на которые можно разделить это понятие.

Основные виды следующие: 

цеховая – подразумевается сумма всех затрат, понесенных всеми производственными структурами (цехами, отделами и т.д.) компании, которые непосредственно были вовлечены в изготовление продукции;
производственная – в этом случае цеховая себестоимость дополняется целевыми и общими расходами;
полная – в этом случае, помимо затрат на выпуск товара/услуги и организацию процесса производства, в нее включаются и расходы компании на реализацию конечного продукта. То есть, к производственной себестоимости добавляются расходы на поставку готовых услуг и товаров на рынок.

Это не единственная классификация, себестоимость также можно делить: на среднеотраслевую («средняя температура по больнице», обобщенная стоимость продукции всех компаний из этой отрасли) и на индивидуальную себестоимость; на фактическую (на данный момент времени) и на плановую и т.д.
Какова структура себестоимости

Себестоимость складывается из следующих блоков: 

Материальные затраты – сюда включается: затраты на материалы и исходное сырье, расходы на комплектующие и т.д.; расходы на электроэнергию, топливо, уголь и т.д.; общепроизводственные затраты.
Расходы на оплату труда – это выдача зарплат сотрудникам компании: основному персоналу (занимается производством продукции); вспомогательному персоналу (обслуживает технику, оборудование); интеллектуальному персоналу (аналитики, маркетологи); служащим компании (бухгалтеры, кадровики, руководство и менеджеры и т.д.); младшему обслуживающему персоналу.
Отчисления на проведение социальных мероприятий. 
Расходы на амортизацию основных средств. 
Прочие расходы – расходы на рекламу, маркетинг продукции, накладные расходы, которые связаны с производством продукции и ее реализацией и т.д.

При калькуляции себестоимости продукции потребуется информация о затратах по следующим статьям: 

— Материалы – это сырье и полуфабрикаты, узлы и агрегаты, комплектующие и т.д.
— Энергия и топливо, расходуемые при создании продукции.
— Амортизация ОПФ (основные производственные фонды) – это станки и машины, техника, оборудование и т.д.
— Основная зарплата (оклад) основного персонала компании.
— Дополнительная зарплата для основного персонала – сюда включаются различные надбавки и доплаты к основной зарплате согласно Трудовому Кодексу и т.д. Дополнительная зарплата выражается как определенный процент от основной.
— Социальные отчисления – это различные фонды: социальный, пенсионный, страховой, фонд безработицы, фонд платы при несчастных случаях и т.д. Эти отчисления также считаются как процент от основной зарплаты.
— ОПР (общие производственные расходы) – затраты на сбыт продукции, внутрипроизводственные затраты, оплаты труда служащих и прочее (к примеру, по статье «ремонт» это расходы за закупку штукатурки, линолеума, клея и т.д.). Также является процентом от пункта D.
— Командировочные – это расходы на приобретение билетов, на оплату пребывания в гостинице, выдача суточных.
— Оплата работы контрагентов (сторонних компаний и организаций)
— Административные расходы – это содержание управленческого аппарата, своего рода «расходы на бюрократию».

Расчет себестоимости продукции может несколько отличаться в зависимости от сферы деятельности, могут, например, появляться дополнительные статьи расходов.

Объем производства и себестоимость: есть ли связь 

Себестоимость продукции может варьироваться в зависимости от количества произведенной (или купленной) продукции. Этот принцип легко обосновывается элементарными примерами.

Предположим, вам нужно купить молоко (стоимость пачки – 60 рублей) и вы поехали в магазин на машине – дорога до магазина заняла полчаса. Тогда вы понесете следующие расходы:

— если принять стоимость часа времени за 100 рублей, то ваши расходы на молоко выросли на 50 рублей;
— амортизация (износ) вашего железного коня – ваши расходы вырастут, например, на 20 рублей.

Тогда формула себестоимости продукции примет вид:

Себестоимость = (стоимость партии продукции + расходы)/(объем продукции) = (60 + 50 + 20) / 1 = 130 рублей.

Но если вы купили, допустим, 3 пачки молока, то себестоимость партии приобретенного продукта составит всего лишь: (3*60 + 50 + 20) / 3 = 83 рубля!

Именно этот принцип «больше продукции – ниже себестоимость» — позволяет крупным корпорациям успешно бороться с более слабыми конкурентами за счет выпуска гигантских объемов продукции, что снижает себестоимость, а значит и продажную стоимость продукции.

Система счетов для бухгалтерского учета для учета затрат на производство

Информация о расходах организации по обычным видам деятельности может быть отражена в учете по одному из двух вариантов:

1) с применением счетов 20—29;

2) с применением счетов 20—39.

Перечень счетов по учету затрат при применении первого варианта (традиционная схема):

• 20 «Основное производство» — прямые затраты основного производства;

• 21 «Полуфабрикаты собственного производства» — себестоимость собственных полуфабрикатов;

• 23 «Вспомогательное производство» — прямые затраты вспомогательного производства;

• 25 «Общепроизводственные расходы» — косвенные затраты производственного характера;

• 26 «Общехозяйственные расходы» — косвенные затраты общехозяйственною назначения;

• 28 «Брак в производстве» — выявление потерь от брака;

• 43 «Готовая продукция» — информация о готовой продукции на складе.

Перечень счетов для учета затрат при применении второго варианта:

1) для учета затрат по элементам (финансовая бухгалтерия):

• 30 «Материальные затраты»;

• 31 «Затраты на оплату труда»;

• 32 «Отчисления на социальные нужды»;

• 33 «Амортизация»;

• 34 «Прочие затраты»;

• 35 «Расходы но обычным видам деятельности»;

• 39 «Остатки материальных ценностей»;

2) для учета затрат по статьям (управленческая бухгалтерия):

• 10 «Материалы» — активный, инвентарный;

• 20 «Основное производство»;

• 21 «Полуфабрикаты собственного производства»;

• 23 «Вспомогательное производство»;

• 25 «Общепроизводственные расходы»;

• 26 «Общехозяйственные расходы»;

• 28 «Брак в производстве»;

• 97 «Расходы будущих периодов»;

• 43 «Готовая продукция»;

• 27 «Результаты производственной деятельности»;

• 30 «Материальные затраты»;

• 31 «Затраты на оплату труда»;

• 32 «Отчисления на социальные нужды»;

• 33 «Амортизация»;

• 34 «Прочие затраты».